Образовательные стандарты
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
ДОРОЖНАЯ КАРТА
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ДОРОЖНАЯ КАРТА
Анализ проведенных мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
РОДИТЕЛЯМ О ФГОС ДОУ
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус дошкольного образования предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию" С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться ниже в Приложении 1.
С чем связано введение ФГОС ДО?
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких "стандартных" рамках.
Для кого написан ФГОС, с какой целью?
ФГОС написан для всех участников образовательного процесса ( педагогов, воспитанников, их родителей
(законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:
-повышение социального статуса дошкольного
образования;
-обеспечение государством равенства возможности для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
-обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования,
их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Какие задачи дошкольного образования решает ФГОС?
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное
благополучие.
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей.
Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации.
Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где
происходит сохранение самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника.Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации
детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная(партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?
Требования Стандарта к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения ДО:
1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
2. Способность выбирать себе род занятий;
3. Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
4. Обладание чувством собственного достоинства;
5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
7. Подчинение разным правилам и социальным нормам;
8. проявление творческих способностей;
9. Способность контролировать свои движения;
10. Способность к волевым усилиям;
11. Проявление любознательности;
12. Склонность к наблюдению, экспериментированию;
13. Способность к принятию собственных решений.
таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо
создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание,
охрану и укрепление их здоровья.
Как изменятся взаимоотношения с родителями?
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
- информировать родителей(законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о
Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создать условия для участия родителей ( законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями ( законными
представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.родителями ( законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Реализация ФГОС
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 — ФЗ дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
В основу стандарта положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС образовательные области
Социально – коммуникативное развитие:
· Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
· Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослымии сверстниками;
· Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
· Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
· Формирование готовности к совместной деятельности;
· Формирование уважительного отношения и чувства принадлежностик своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
· Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
· Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
· Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
· Формирование познавательных действий, становление сознания;
· Развитие воображения и творческой активности;
· Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движениии покое, причинах и следствиях и др.);
· Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие:
· Владение речью как средством общения;
· Обогащение активного словаря;
· Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· Развитие речевого творчества;
· Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно — эстетическое развитие:
· Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятияи понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
· Становление эстетического отношения к окружающему миру;
· Формирование элементарных представлений о видах искусства;
· Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
· Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
· Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).
Физическое развитие:
· Развитие физических качеств;
· Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
· Правильное выполнение основных движений;
· Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
· Овладение подвижными играми с правилами;
· Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
· Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.